Зуд у кошек и собак

Кошка или собака, почесывающая свой бочок, зачастую не вызывает у владельцев никаких подозрений, ведь все животные время от времени чешутся, и кажется, что в этом нет проблемы. Однако чаще всего зуд не является нормой, а служит симптомом, сигнализирующим о том, что животное что-то беспокоит, поэтому очень важно вовремя показать питомца ветеренарному дерматологу.

Как распознать проблему?

Так что же такое зуд и как обнаружить проблему у своего любимца? Зуд является самым распространенным симптомом в дерматологии, при котором у животных возникает ощущение раздражения на коже, вызывающее желание почесаться. Однако проявляться он может не только расчесами. Питомец может активно вылизывать, выкусывать или даже выгрызать различные участки тела, тереться о предметы, трясти головой. При этом проявление зуда может быть системным, когда животное чешется в разных местах, и локальным, когда питомца беспокоит одна область на теле. Стоит незамедлительно показать животное специалисту, если вы заметили данные признаки, так как при расчесывании происходит травматизация кожного покрова когтями, что в свою очередь может привести к развитию различных кожных инфекций.

Так почему же кошки и собаки чешутся?

При обнаружении данного симптома у своего питомца необходимо как можно быстрее выяснить причину такого поведения. Существует три основные группы кожных заболеваний, вызывающих зуд у домашних животных:

ПАРАЗИТАРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Самым распространенным заболеванием у животных, вызывающим зуд, является блошиный аллергический дерматит, при котором происходит реакция гиперчувствительности у животного на слюну блохи. Зачастую владельцы отрицают наличие данной проблемы на приеме у специалиста, ведь они ни разу не видели на нем блох. Однако, в 90% случаев блох увидеть практически невозможно, так как кусая животное, они откладывают на его шерсти яйца, после чего уходят во внешнюю среду. Таким образом, животные для этих паразитов лишь «столовая». С шерсти кошек и собак блошиные яйца отпадают так же во внешнюю среду и проходят остальные стадии своего развития до взрослой особи, после чего уже новые взрослые паразиты возвращаются на животное. Одна взрослая блоха откладывает в день до 50 яиц, что способствует быстрому росту их популяции, поэтому очень важно вовремя заметить данную проблему и приступить к лечению.
Другим нередким заболеванием является отодектоз, при котором ушной клещ поражает наружные слуховые проходы животного. Типичным клиническим признаком в таком случае будет служить сильный зуд – животное будет трясти головой, чесать уши и дергать ими.
Лаврова Екатерина Александровна

Ветеринарный врач. Специализация: дерматология, эндокринология
Реже встречаются такие заболевания как саркоптоз и нотоэдроз, вызванные чесоточными клещами; хейлетиеллез; демодекоз; инвазия власоедов. При данных заболеваниях интенсивность зуда будет варьироваться от умеренного до сильного. Как правило возникают и другие клинические признаки, такие как алопеции (участки кожи без шерсти), наличие корочек на коже, себорея по всему телу или в одном месте.

КОЖНЫЕ ИНФЕКИЦИИ ЖИВОТНЫХ

На коже у собак и кошек обитает множество микроорганизмов бактериальной и грибковой флоры, которые не вызывают никаких заболеваний у здоровых животных, но при снижении барьерных свойств кожи размножаются и способствуют возникновению клинических признаков. Самым частым таким заболеванием является пиодермия – поражение поверхностных или глубоких слоев кожи. Клинические признаки при пиодермии могут быть различны: узелки (папуллы, пустулы), фурункулы, алопеции, фолликулит (воспаление волосяных фолликулов), покраснение участков кожи и так далее. Как правило, пиодермия возникает как синдром при каком-либо первичном заболевании (демодекоз, атопический дерматит и др).

Также нередко встречается и малассезиозный дерматит, при котором на коже размножается дрожжевой грибок, вызывая зуд, изменение цвета кожи, пиодермию.

АЛЛЕРГИЯ/АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ КОШЕК И СОБАК

Причиной зуда у животного могут служить и аллергические реакции, такие как пищевая аллергия и атопический дерматит (аллергия на внешние компоненты среды и аэроаллергены). Пищевая аллергия встречается довольно редко. При данном заболевании возникают следующие клинические признаки:

Зуд от умеренного до сильного; Изменение цвета участков кожи (между пальцев, в паху, в подмышках); Наружный отит (собака чешет уши или трясет головой);

При атопическом дерматите происходит аллергическая реакция на внешние компоненты среды (пыльца растений, пылевые клещи, строительная пыль и т.д.). При этом клинические признаки будут схожи с пищевой аллергией.

Как помочь питомцу?

Чтобы избавить своего любимца от неприятных ощущений и выяснить причину возникновения проблемы необходимо своевременно обратиться к специалисту при появлении первых клинических признаков для проведения диагностики зуда. Врач проведет необходимые исследования:

• Сбор анамнеза;
  • Люминисцентная диагностика лампой Вуда;
  • Глубокие и поверхностные соскобы;
  • Трихоскопия (оценка состояния волос с помощью микроскопа);
  • Окраска мазков с пораженных мест.
Владельцу же, в свою очередь, очень важно обратить внимание на следующие особенности:

• Локализация зуда (в каких местах чешется животное);
  • Интенсивность зуда: чешется ли животное время от времени или постоянно и даже ночью;
  • Живет ли питомец дома или имеет доступ на улицу, ходит ли на выставки, посещает ли зоогостиницы;
  • Сезонность проявления: чешется осенью и весной или на протяжении всего года;
  • Так же большое значение имеют возраст животного и порода.

По результатам всех исследований назначается необходимое лечение: обработки против эктопаразитов, исключающая диета, симптоматическое лечение, антимикробная/ противогрибковая терапия, обработка помещений при необходимости.

Как избежать проблемы?

Чтобы избежать данных проблем, необходимо соблюдать ряд простых правил, с которыми знаком каждый владелец животного:

• Своевременная обработка питомца против эктопаразитов;
  • Кормление животного с учетом его индивидуальных потребностей;
  • Гигиена мест содержания животных;
  • Гигиена самого животного;
  • Профилактические визиты к ветеринарному специалисту и своевременный осмотр при возникновении заболевания.
Соблюдение этих правил поможет вашему питомцу оставаться активным, здоровым и радовать своего хозяина.
Автор статьи - ветеринарный врач Каява Полина Денисовна.