Пиометра у собак и кошек

Пиометра, или гнойный эндометрит - одно из экстренных состояний в области ветеринарной репродуктологии. Заболевание характеризуется воспалительным процессом внутреннего слоя матки (эндометрия) и накоплением значительного количества гнойных масс в полости матки.

В подавляющем количестве клинических случаев пиометра начинает развиваться в лютеальную фазу полового цикла (после окончания течки) или после применения контрацептивных препаратов без контроля ветеринарного врача. Гормон прогестерон воздействует на эндометрий матки образом, чтобы обеспечить будущему эмбриону максимально благоприятные условия (железы выделяют питательные вещества, снижается местный иммунитет), поэтому попавшие в полость матки патогенные микроорганизмы получают идеальную среду для роста и развития бактериальной инфекции (чаще всего пиометра у собак и пиометра у кошек – септический процесс).

У возрастных животных заболевание встречается чаще чем у молодых в связи с тем, что на протяжении многих лет при безрезультатных циклах (отсутствие беременности) прогестерон действовал на эндометрий вышеописанным образом, что привело к «накоплению эффекта».

Симптомы пиометры

Пиометра не обязательно характеризуется признаками, связанными с половой системой, поэтому владельцы в первую очередь обращают внимание на общее ухудшение состояния здоровья любимицы. Так, у суки или кошки может отмечаться апатия, отказ от прогулок и корма, увеличенное потребление воды и обильное мочеиспускание.

Иногда владельцы приходят на прием с целью диагностировать беременность, связывая с вышеперечисленными симптомами еще и увеличение объема брюшной полости. Если шейка матки открыта, владельцы могут замечать также и гнойные или кровянистые истечения из петли, но если животное постоянно вылизывается, этот признак может быть не замечен. У собак обычно данные симптомы владельцы замечают спустя 2 месяца после течки, у кошек из-за волнообразных периодов половой охоты временной промежуток может разниться.

Гнойный эндометрит представляет собой обширный патологический очаг в организме, в перспективе вызывающий сепсис, полиорганную недостаточность и летальный исход, поэтому затягивать время с лечением животного категорически запрещено!

Диагностика пиометры

Золотой стандарт диагностики гнойных эндометритов – ультразвуковое исследование. Это быстрый и высокоинформативный способ получения информации о состоянии матки и яичников.

На экране аппарата УЗИ ветеринарный врач визуализирует продольные и поперечные срезы рогов и тела матки, делает замеры толщины эндометриального слоя, оценивает просвет и содержимое полостей. В норме просвет рогов матки на УЗИ наблюдается только в эструс (состояние течки) и послеродовой период. Наличие просвета в матке в другие фазы полового цикла всегда свидетельствует о воспалительном процессе эндометрия. Необходимо дифференцировать УЗ-признаки пиометры от других патологических состояний репродуктивной системы (мукометра, гидрометра, кисты яичников).

Также на приеме врач-репродуктолог может взять мазок для вагинальной цитологии (определение фазы полового цикла и подтверждение воспалительного процесса) и кровь на клинический и биохимический анализ. Развернутые анализы крови дают информацию об уровне воспалительного процесса, об иммунном ответе организма на него и об особенностях функционирования внутренних органов животного.

Безоперационное лечение пиометры

В наше время для породистого животного, имеющего высокую племенную ценность, это заболевание больше не является фатальным в плане дальнейшей репродукции. Теперь удалять пораженный орган необязательно - разработаны способы нехирургического лечения пиометры.

Используя антагонисты прогестерона, простагландины, антибиотикотерапию, а также препараты, снимающие симптоматику заболевания, мы проводим терапевтическое лечение пиометры, что позволяет сохранить матку как функционирующий детородный орган.

Разумеется, каждое животное с гнойным эндометритом должно быть тщательно исследовано для того, чтобы ветеринарный врач допустил его до консервативного лечения. Мы рекомендуем содержание на стационаре интенсивной терапии с исследованием состояния животного в динамике (клинические, биохимические и гормональные анализы крови, ультразвуковое исследование).

Хирургическое лечение пиометры

Собакам и кошкам, чьи владельцы не планируют заниматься разведением породы в дальнейшем, мы рекомендуем хирургическое удаление матки (при условии отсутствия противопоказаний к анестезии).

Экстирпация гнойной матки представляет собой удаление матки и яичников, т.е. операция является аналогом кастрации. Но при кастрации удаляется здоровый орган, а при хирургическом удалении пиометры – пораженный, с гнойным содержимым. Такое оперативное вмешательство требует неукоснительного соблюдения правил асептики и антисептики и должно осуществляться исключительно в условиях стерильного хирургического отделения ветеринарной клиники.

Послеоперационный восстановительный период может быть немного длиннее, чем после профилактической кастрации, животному обязательно назначаются антибиотики и поддерживающие препараты. Также обязательно ношение попоны в течение 10 дней для профилактики разлизывания шва.

Репродукция

Следует понимать, что вылеченная единожды пиометра не дает гарантии, что в следующем половом цикле ситуация не повторится. Полную гарантию от гнойного эндометрита и прочих заболеваний, связанных с репродуктивной сферой, может дать лишь радикальное хирургическое решение – кастрация животного.

Сукам и кошкам с вылеченной пиометрой в анамнезе при планировании дальнейших вязок обязательно рекомендуется наблюдение ветеринарного врача-репродуктолога для динамики состояния, предотвращения рецидива пиометры и лечения возможного бесплодия!
Хомутинник Екатерина Игоревна

Главный ветеринарный врач. Кандидат ветеринарных наук. Специализация: хирургия мягких тканей, абдоминальная и торакальная хирургия, эндохирургия.
Что касается финансового аспекта лечения, подчеркнем, что консервативное лечение гнойных эндометритов собак и кошек (включая препараты, регулярное обследование у ветеринарного врача и анализы) обходится владельцам гораздо дороже, чем хирургическое.

Поэтому мы рекомендуем терапевтическое лечение исключительно породам кошек и собак, ценным в разведении! Для всех других категорий животных показано удаление гнойной матки. А самым доступным вариантом с точки зрения финансовых и моральных вложений владельцев является заблаговременная кастрация суки или кошки.

Профилактика пиометры

Напоминаем, что надежной профилактикой заболеваний, связанных с системой размножения, а также нежелательных беременностей и роста численности бездомных животных, является ранняя кастрация животного (до первой течки).

Позаботьтесь о здоровье своей питомицы заранее!