Инфузионная терапия животных

Инфузионная терапия животных – один из распространенных методов лечения собак и кошек в ветеринарных клиниках. Этот способ представляет собой введение в организм животного жидкостей разного объема (лат. infusio — вливание, впрыскивание).

Чаще всего в качестве базовых жидкостных препаратов используют физиологический раствор натрия хлорида, а также другие сбалансированные водно-солевые и коллоидные растворы.

Зачем проводят инфузионную терапию?

Ветеринарный врач назначает инфузии больным животным при состояниях дегидратации (обезвоживания) или гиповолемии (снижении объема циркулирующей крови).

В норме у здорового организма потеря жидкости происходит за счет потребности в воде клеток и тканей, испарения с кожи и слизистых оболочек, мочеиспускания и дефекации. Все эти естественные процессы потери воды уравниваются за счет поступления в организм жидкости во время питья. Однако потери воды бывают и патологическими, то есть ненормальными. В случае какого-то хронического заболевания или острого процесса животное может терять жидкость с рвотой, поносом, повышенным слюноотделением, учащенном или обильном мочеиспускании, а также кровотечении, лихорадке, патологическом накоплении жидкости в полостях тела и многих других процессах.
Состояние дегидратации (обезвоженности) и гиповолемии крайне опасно, так как нехватка воды - ключевого фактора существования животных и человека - вызывает нарушения всех обменных процессов организма. Продолжающаяся дегидратация всегда приводит к смерти.

Также инфузионную терапию (форсированный диурез) назначают в случаях, когда требуется дезинтоксикация организма, например, при обширных воспалениях, ожогах и других патологиях, при которых необходимо выводить токсины и продукты распада из сосудистого русла.

Диагностика заболеваний животного

К сожалению, наши питомцы не всегда могут дать понять хозяевам, что их что-то беспокоит, на ранних стадиях болезни. Обычно владельцы замечают, что с их животным что-то не в порядке, когда оно уже проявляет выраженные симптомы заболевания. Обычно это потеря аппетита и жажды на протяжении нескольких дней, поносы, многократная рвота, затрудненное мочеиспускание.

Когда такой пациент оказывается на приеме у ветеринарного врача, как правило, всегда диагностируется обезвоженность той или иной степени. Этим и объясняется необходимость назначения инфузионной терапии. Поэтому помимо стандартных назначений, включающих таблетки и инъекции лекарств, в карте пациента есть отметка об назначении капельниц.

Оптимальное восполнение нехватки жидкости в обезвоженном организме проводится непрерывно и постепенно. Для этого животное необходимо оставить в стационарном отделении ветеринарной клиники, где кошка или собака постоянно находятся на внутривенном введении корректирующих растворов, а врач стационара осуществляет контроль динамики восполнения жидкости 24 часа в сутки. Если по какой-то причине животное невозможно оставить в стационаре, или его состояние не требует круглосуточной инфузии под наблюдением специалиста, ветеринарный врач может порекомендовать владельцам приходить на капельницу 1-2 раза в сутки – обычно такая инфузия длится около часа.

Иногда врач диагностирует снижение объема жидкости в сосудах животного. Как правило, это животные в состоянии кровопотери, потери жидкости, богатой белком, или в состоянии шока. В таком случае восполнение объема жидкости в сосудистом русле должно проводиться как можно скорее. В зависимости от патологического состояния животного в качестве вводимых растворов в этих ситуациях используется или донорская кровь, или коллоидные растворы, нормализующие онкотическое давление в сосудах.

Показания к проведению инфузионной терапии

амые распространенные патологии животных, при которых в нашей клинике однозначно назначается инфузионная терапия, это почечная и печеночная недостаточности, задержки мочи, отравления и вирусные заболевания, характеризующиеся рвотой и поносами, сахарный диабет, ожоги, обширные гнойные воспалительные процессы, сепсис, синдром длительного сдавливания и другие.

Как проводят инфузионную терапию?

Стандартно инфузионную терапию проводят при наличии внутривенного доступа – для этого в подкожную вену на лапе или яремную вену на шее животного устанавливают пластиковый внутривенный катетер для постоянного ношения на протяжении нескольких дней. Иногда, чаще у новорожденных щенков и котят (из-за крайне малого диаметра доступных для манипуляции врача подкожных вен), инфузию осуществляют при помощи внутрикостного или подкожного вливания.
Часто владельцы волнуются, что оставшаяся в катетере металлическая игла при движении животного может повредить вену и мягкие ткани кожи и мышц их питомца. Но это невозможно, так как металлическая игла (мандрен) находится в катетере только в момент прокола кожи и стенки вены. После попадания катетера в вену мандрен сразу же удаляется врачом, а в просвете вены остается только пластиковая трубочка малого диаметра.
Иванова Надежда Викторовна

Ветеринарный врач. Специализация: неотложная помощь, терапия, репродукция, УЗИ.
Обычно постановка катетера занимает всего несколько секунд, поэтому владелец не всегда успевает заметить очередность действий врача. Но смеем заверить, что ношение внутривенного катетера, примотанного лейкопластырем к лапе, на протяжении нескольких дней никак не может доставлять животному сильные болевые ощущения. Если по каким-то причинам необходимо доставить жидкостный препарат в сосудистое русло пациента однократно, и за короткое время, врач может использовать не пластиковый катетер, а иглу-«бабочку», но ее никогда не оставляют для постоянного ношения.

Часто животные, особенно легковозбудимые кошки, проявляют беспокойство при фиксации и ношении катетера. Если животное поджимает и отказывается наступать на лапу, в которой находится внутривенный катетер, необходимо проверить, не перетянута ли лапа пластырем или фиксационным бинтом слишком туго.

Сейчас практически во всех ветеринарных клиниках для инфузионной терапии используются инфузоматы, или шприцевые насосы. В отличие от стандартной капельницы, где к флакону раствора присоединена система, а скорость подачи раствора отсчитывается врачом приблизительно, «на глаз», отслеживая скорость падающих капель, электронный инфузомат позволяет с высокой точностью рассчитать объем и скорость вводимого раствора. Для пациентов отделения интенсивной терапии, которым часто требуется низкообъемная инфузия, этот способ, разумеется, предпочтителен.

Осложнения инфузионной терапии

При грамотном проведении инфузий под контролем ветеринарного врача дальнейших осложнений практически не бывает. Чаще всего из неприятных последствий длительного ношения внутривенного катетера отмечают незначительные местные воспаления участка вены и подкожное излитие крови из-за повышенной хрупкости сосудов, особенно у пожилых и ослабленных животных. Это проявляется в виде синяков и уплотнений на месте входа катетера в вену. Как правило, за несколько дней такие проявления проходят самостоятельно и не требуют отдельного лечения.

Также при слишком плотном приматывании катетера пластырем лапа животного может отекать, обычно владельцы обращают внимание, что пальцы как будто опухают. В таком случае требуется ослабить намотку пластыря или полностью удалить катетер и переставить его на другую лапу.
Если владельцы по завершению инфузионной терапии желают снять катетер самостоятельно, мы всегда рекомендуем делать это только путем постепенного разматывания пластыря, не прибегая к помощи ножниц. Дело в том, что у кошек и у мелких пород собак кожа достаточно тонкая и велик риск того, что при подрезании пластыря владелец может нечаянно повредить вену и трубку катетера, находящуюся в просвете сосуда.
Иванова Надежда Викторовна

Ветеринарный врач. Специализация: неотложная помощь, терапия, репродукция, УЗИ.
Иногда при самостоятельном проведении внутривенных инфузий в домашних условиях владельцы могут «перегружать» животное жидкостью, потому что без контроля специалиста контролировать скорость и объем подачи раствора в вену при использовании стандартной капельной системы, а не инфузомата, невозможно!

Избыточное введение жидкости на ранних стадиях характеризуется беспокойством, тошнотой, дрожью, истечениями из носа, на поздних – кашлем, одышкой и патологическими состояниями вплоть до отека легких. Поэтому владельцам без большого опыта лечения животных мы рекомендуем проводить инфузионную терапию в условиях ветеринарной клиники.