Опухоль молочной железы у собаки

Опухоль молочной железы – это новообразование, растущие из тканей молочной железы. Опухоли могут быть доброкачественными и злокачественными, одиночными и множественными, разных форм и размеров. Наиболее часто опухоли молочных желез встречаются у сук, редко бывают у кобелей.

Пудели, таксы и спаниели чаще других пород подвержены этому заболеванию. Однако и у других пород собак, более чем у четверти от всех некастрированных особей данные опухоли могут развиваться в течение жизни. Ожирение в молодом возрасте также способствует развитию заболевания. Опухоли молочных желез чаще возникают у некастрированных сук или сук, которые были кастрированы после 2 лет. Риск развития новообразований у сук, кастрированных до первой течки (примерно в возрасте 6 месяцев), составляет всего 0,5%, после первой течки – 8% и 26% после 2 течки соответственно.

У собак соотношение встречаемости злокачественных и доброкачественных опухолей молочных желез составляет 50/50 %. Однако некоторые доброкачественные опухоли в течение жизни могут перерождаться в злокачественные, в то время, как некоторые злокачественные опухоли фатальны для питомцев.

Симптомы опухоли молочной железы у собаки

Наиболее часто - это плотные образования под кожей в области живота, различных размеров и форм, которые владельцы обнаруживают во время поглаживания и почесывания питомца.

В то же время другими признаками могут быть: выделения из молочных желез, появление язв на коже молочной железы, болезненность, припухлость, потеря аппетита, веса и общая слабость.

Диагностика опухоли молочной железы

Тщательный общий осмотр собаки терапевтом имеет ключевое значение для того, чтобы установить локализацию, размер и другие характерные признаки новообразований, исследовать регионарные лимфатические узлы. Выполнение других диагностических процедур зависит от стадии развития опухоли и включает:

• Исследования крови (общий анализ, биохимические тесты, коагулограмма) и мочи.
  • Рентген грудной полости, УЗИ органов живота, иногда компьютерная томография. Используются для поиска метастазов.
  • Тонкоигольная биопсия используется для взятия клеток опухоли и их цитологического исследования. Это позволяет выявить тип новообразования. Иногда исследуются также и регионарные лимфатические узлы для оценки степени распространения опухоли.
  • Биопсия также используется для выявления воспалительной карциномы молочных желез, при которой не рекомендуется проводить хирургическое лечение.

Лечение при опухоли молочной железы у собаки

Лечение опухоли молочной железы у собак чаще всего хирургическое. Однако может потребоваться дополнительное применение препаратов (химиотерапия) до или после операции. Комбинация типов лечения зависит от результатов проведенных исследований и вида новообразования.

Тип операции так же зависит от размера, локализации и количества новообразований. Это может быть удаление только новообразования у собаки, удаление пораженной молочной железы или радикальное удаление всех молочных желез с одной или обеих сторон.

При удалении обоих пакетов молочных желез обычно требуется две операции, интервал между которыми составляет 2-3 недели.
Хомутинник Екатерина Игоревна

Главный ветеринарный врач. Кандидат ветеринарных наук. Специализация: хирургия мягких тканей, абдоминальная и торакальная хирургия, эндохирургия.

Влияние кастрации на развитие заболевания

Большинство исследований указывают на положительный эффект от кастрации собак для предотвращения развития новых опухолей или влияния на метастатический потенциал существующих опухолей. В то же время кастрация во время удаления новообразований молочных желез может быть рекомендована с целью профилактики развития заболеваний, не связанных с опухолями, таких, как пиометра.

Для выбора химиотерапевтического препарата обычно требуется дополнительная консультация онколога. Может быть использована также гормональная терапия, иммунотерапия или лучевая терапия.

Для собак с воспалительной карциномой хирургическое вмешательство не рекомендуется. К сожалению, эффективное лечение при данном типе новообразований пока еще не разработано. Используется лучевая терапия в сочетании с нестероидными противовоспалительными препаратами для предотвращения болевой реакции, но прогнозы все равно остаются неблагоприятными.

Послеоперационный уход и исходы

Большинство животных могут быть выписаны из стационара через 1-5 дней после операции, сроки зависят от вида операции и общего состояния питомца. Через 10-14 дней необходимо снимать швы. Болезненность после операции контролируется применением обезболивающих препаратов, также обычно назначаются антибиотики.

Ограничения после операции:

• Ношение Елизаветинского воротника или послеоперационной попоны для предотвращения самотравматизации;
  • Ограничение физической активности обычно назначается на 2 недели для улучшений заживления раны;
  • Иногда может потребоваться применение повязок.
Послеоперационные осложнения:

• Раневая инфекция;
  • Расхождение швов;
  • Распространение клеток злокачественной опухоли, которые не были выявлены и удалены во время проведения операции.
После проведения операции обычно проводят гистологическое исследование новообразования, хирургического края, а также удаленных лимфатических узлов. Далее необходим врачебный контроль каждые 3-6 месяцев после проведения операции – клинический осмотр, рентген грудной полости и УЗИ органов брюшной полости для своевременного обнаружения метастазов.

На прогноз влияет множество факторов: это размер опухоли, клиническая стадия заболевания (как сильно клетки опухоли распространились по организму), вид опухоли и другие изменения, происходящие в тканях молочной железы. Доброкачественные новообразования чаще всего контролируются проведением операции, однако возможно появление новых новообразований как доброкачественных, так и злокачественных.
Хомутинник Екатерина Игоревна

Для злокачественных новообразований прогноз обычно хуже, и он также зависит от типа опухоли. У собак размер опухоли оказывает наибольшее влияние на прогноз, это касается как рецидивов опухолей, так и времени выживания.

Мелкие новообразования редко дают рецидивы и метастазы. Собаки могут жить несколько лет после полного удаления даже злокачественной опухоли, но при обнаружении новообразования на молочных железах его необходимо удалять так срочно, насколько это возможно.