ПРИЧИНЫ БЕСПЛОДИЯ СОБАК И КОШЕК

Купив щенка или котенка дорогой породы, многие владельцы желают получить в будущем от своего питомца такое же замечательное потомство. Но не всегда это получается легко.

Часто бывает так, что подготовившись и осуществив вязку с представителем породы, вложившись морально и финансово, на первом УЗИ владельцы узнают о том, что долгожданная беременность не наступила. Теперь нужно дожидаться следующих сроков вязки и пробовать заново. Рассмотрим основные причины, которые мешают осуществиться успешной беременности собаки или кошки, заканчивающейся родами.
Иванова Надежда Викторовна

Ветеринарный врач. Специализация: терапия, репродукция
КОСВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ БЕСПЛОДИЯ СУК И КОШЕК
НЕПРАВИЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКОВ ВЯЗКИ

Ориентируясь на общепринятые в среде заводчиков сроки для вязки животных (у собак чаще это 11-13-15 день с момента начала течки), не следует забывать, что физиология каждого животного все-таки индивидуальна. Яйцеклетка у собаки может овулировать как на 7 день, так и на 21 день от начала течки, и оба срока – варианты видовой нормы. Таким образом, даже если сука дала повязать себя кобелю на 15 день, не факт, что спермии в половых путях дождутся овуляции и созревания яйцеклетки, к примеру, на 18 день. Также необходимо помнить и о том, что овуляция яйцеклетки не говорит об абсолютной готовности ее к оплодотворению. Полностью фертильной она становится только спустя 48 часов. Чтобы исключить такие индивидуальные особенности, которые могут помешать успешному оплодотворению, на помощь может прийти ветеринарный врач. Репродуктолог возьмет у собаки вагинальный мазок, чтобы определить стадию полового цикла, возможно, кровь для определения уровня прогестерона и сделает УЗИ яичников. У кошек физиологические процессы, связанные с овуляцией, несколько отличны от таковых у других плотоядных, но с определением сроков вязки владельцы тоже могут ошибиться – мы рекомендуем привозить кошку к коту с 2 по 4 день полового возбуждения для нескольких вязок.

ПРОБЛЕМЫ ПАРТНЕРА

Не стоит сразу обвинять суку в отсутствии беременности, если не проверен кобель. Мы рекомендуем заводчикам регулярно оценивать качество спермы у производителей, и особенно это необходимо делать, если несколько последних вязок у него безрезультатны. У котов оценка спермы затруднена, поэтому кот-производитель должен быть осмотрен ветеринарным врачом клинически, для исключения патологий, чаще всего затрудняющих процесс коитуса (мочекаменная болезнь, гингивиты, проблемы с волосяным покровом у длинношерстных пород). Смена производителя часто помогает суке или кошке успешно забеременеть.
ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ БЕСПЛОДИЯ СУК И КОШЕК
ПАТОЛОГИИ ЯИЧНИКОВ И (ИЛИ) РЕПРОДУКТИВНОГО ТРАКТА

Отсутствие овуляции яйцеклетки по причине различных патогенных факторов или отсутствие ткани яичников в организме самки вообще – вот явления, из-за которых успешное оплодотворение невозможно в принципе. Эти патологии требуют тщательного диагностического и терапевтического подхода с назначением дополнительных лабораторных и визуальных методов исследования. Разнообразные гормональные дисфункции, врожденные патологии половых органов, инфекционные заболевания, иммунные и воспалительные процессы, анатомические дефекты – все эти причины также могут привести к временной или абсолютной неспособности самки к зачатию.

НЕВЫНАШИВАЕМОСТЬ

Нередко бывает и так, что, уже наступившая и даже зарегистрированная врачом беременность обрывается – наступает или саморассасывание эмбрионов в полости матки, или аборт (изгнание плодов из матки). Бесплодие кошек и собак может быть вызвано гормональными и иммунными расстройствами, инфекциями, хроническими воспалениями. Поэтому владельцу следует помнить, что наблюдение беременности (мониторинг) так же важен, как и обследование животного перед вязкой.

Автор статьи: Иванова Надежда Викторовна, ветеринарный врач терапевт, репродуктолог