Реанимация и неотложная помощь

Реанимация животных

В жизни наших питомцев бывают ситуации, при которых необходимо обратиться к ветеринару. Они могут возникать не только в результате несчастного случая, но и стать следствием абсолютно любого заболевания. Неотложная ветеринарная помощь может спасти жизнь животному при срочном обращении к ветеринару
При возникновении тяжелых состояний все зависит не только от врача, - огромную роль играет и владелец, так как успех реанимации зависит от времени, за которое животное в тяжелом состоянии будет доставлено в ближайшую ветеринарную клинику.

Как понять, что животному необходима реанимация?

Реанимация (от лат. Reanimatio – оживление) – комплекс мероприятий, направленный на восстановление сердечной деятельности (кровообращения) и дыхания.

Таким образом, реанимация проводится при нарушении дыхания или сердцебиения. Последние состояния могут возникнуть, если:
  • Животное в шоковом состоянии;
  • При различного рода отравлениях;
  • Судороги у кошки или собаки;
  • После удара током;
  • Животное в коме;
  • У кошки или собаки кровотечение;
  • При побледнении / цианотичности слизистых оболочек;
  • У животного одышка;
  • При травмах головы, тела;
  • При внезапном прекращении сердцебиения и дыхания;
  • Закупорка верхних дыхательных путей;
  • Шаткость походки;
  • Острая абдоминальная боль;
  • Принятие животным вынужденной позы

При обнаружении вышеперечисленных признаков у своего животного необходимо незамедлительно позвонить своему ветеринарному врачу или обратиться в ближайшую ветеринарную клинику. Неотложная помощь животному от владельца может заключаться лишь в наложении повязки на участок кровотечения, освобождении верхних дыхательных путей (ротовая полость) от пены, рвотных масс, крови, и в транспортировке животного в клинику.

Успех реанимационной деятельности зависит от нескольких факторов:

• От владельца животного, предоставившего полный анамнез заболевания;
  • От времени, прошедшего с начала заболевания/острого состояния;
  • От причины заболевания;
  • От возраста животного.

Однако, ветеринарная реанимация имеет проблему, которая происходит часто — гипоксия и смерть мозга. При этом состоянии может происходить сохранение сердцебиения при невозможности осуществлять спонтанное дыхание животным. При гибели мозга развивается необратимое бессознательное состояние и прекращение всех рефлексов.

Смерть мозга эквивалентна смерти всего организма животного. Поэтому не всегда реанимационные мероприятия имеют положительный исход. По статистике, успех реанимации составляет 5% у тяжелобольных животных и 20-25% у остальных кошек и собак.

Действия бригады реаниматологов

Реанимация кошек и собак осуществляется согласно протоколу сердечно-легочной реанимации CABD и включает в себя основные этапы:

1. Восстановление кровообращения
2. Обеспечение проходимости дыхательных путей и доступа кислорода
3. Искусственная вентиляция легких
4. Введение необходимых препаратов

Реанимация животного начинается с проведения непрямого массажа сердца для обеспечения доступа поступившего в легкие кислорода к органам и тканям. Далее необходимо осуществить очищение ротовой полости и глотки от инородных тел, рвотных масс, слюны, пены, крови для предотвращения аспирации (вдыхания) их животным. Затем производится интубация животного (постановка эндотрахеальной трубки) для обеспечения попадания воздуха или насыщенного кислорода в легкие животного. После этого к животному подключается аппарат искусственной вентиляции легких, либо она проводится вручную с помощью мешка Амбу. При невозможности проведения интубации трахеи проводится трахеотомия.

Данные три этапа должны осуществляться одновременно несколькими членами реанимационной бригады. Параллельно с этими действиями животному устанавливается внутривенный катетер для обеспечения доступа к венозному руслу и введения препаратов, необходимых для стабилизации животного.

Иванова Надежда Викторовна

Ветеринарный врач. Специализация: неотложная помощь, терапия, репродукция, УЗИ.
При наличии показаний, проводится прямой массаж сердца.

В случае успешной реанимации, обеспечивается лекарственная поддержка сердца, легких, дыхательных путей и мозга. Необходимо восстановить самостоятельное кровообращение, дыхание у животного. Если животное поступило с травмами, наличием кровотечения, одышкой, отравлением и т.д., то дополнительно производится устранение данной проблемы. Вводятся антидоты, устраняется причина кровотечения, производится обезболивание животного, длительная оксигенация. Для установления причины тяжелого состояния зачастую требуется дополнительная диагностика: рентген, УЗИ, мрт/кт, гемотрансфузия, эндоскопическое исследование, хирургическое вмешательство, анализы крови и т.д.

Сам процесс реанимации занимает до 15 минут у собак и до 30 минут у кошек ввиду большей устойчивости к гипоксии.

Постреанимационный период

Постреанимационный период длится около 4 часов, а при повреждениях головного мозга дольше. В данном периоде животное должно находиться на стационаре в ветеринарной клинике, так как может произойти повторная остановка сердца, дыхания или нарушение деятельности головного мозга.

Животному вводятся препараты, корректирующие работу сердца, повреждения головного мозга, так как эти органы более всего страдают от аритмии и гипоксии во время клинической смерти.

Так же назначаются препараты симптоматические для коррекции работы иных органов (почки, печень итд). Врачами стационара производится контроль мочеиспускания, потребления воды, измерение давления, пульса, оксигенации. Производится дополнительная диагностика для выявления первичного заболевания.

Как помочь питомцу?

При возникновении острых состояний важна каждая секунда жизни животного, поэтому самостоятельные попытки владельца к проведению сердечно-легочной реанимации зачастую приводят к потере драгоценного времени и печальному исходу. Сам владелец должен оказать первую помощь только в случае, если до ветеринарной клиники или ветеринарного врача добираться слишком долго.
Иванова Надежда Викторовна

Ветеринарный врач. Специализация: неотложная помощь, терапия, репродукция, УЗИ.
Сейчас, к счастью ветеринарные клиники повсеместно распространены, поэтому добраться до них не займет более 10-15 минут.

Плюсом будет, если клиника оснащена необходимым оборудованием: рентген, эндоскоп, аппарат узи (узи с доплером), кислородный концентратор/кислородная камера, стационар. Самостоятельная помощь владельца в таких ситуациях заключается лишь в освобождении дыхательных путей животного для обеспечения поступления воздуха в легкие, наложение стерильной повязки на рану и транспортировке животного к специалисту.

Если ваше животное проходит лечение, необходимо выполнять все назначения специалиста и сразу же звонить ему или приходить на прием, если вас смущает его состояние (слишком вялый, перестал есть, много лежит, отсутствует мочеиспускание, произошли судороги, расширены зрачки и т.д.). Ранняя помощь животному может привести к более подробной диагностике заболевания и, как следствие, к благоприятному его исходу.