Эпилептические припадки у собак и кошек

Эпилепсия у животных

Термин «судороги» очень часто используется для обозначения внезапного, временного, аномального явления двигательной и чувствительной природы.

Эпилепсия представляет собой нарушение головного мозга, характеризующееся периодическими непредсказуемыми судорожными припадками. Обычный припадок длится 1-2 минуты, однако длительность может сильно варьировать, в зависимости от причины этих припадков.

Эпилептический припадок у животных сопровождается одним или несколькими изменениями:

• 1) изменение мышечного тонуса (непроизвольные движения);
  • 2) нарушение нервной системы, такие как слюнотечение, непроизвольное мочеиспускание и дефекация;
  • 3) потеря ориентации или сознания.

Клинически они могут проявляться как агрессия, беспокойство или тревожность, стремление животного убежать или, наоборот, поиск внимания, также если животное постоянно вылизывается, жует, скулит или дрожит. Эти явления ослабевают при должном и правильном лечении противосудорожными препаратами. За несколько часов может наступить предсудорожный период, во время которого у животного отмечается изменение в поведении. Животные могут прятаться, выглядеть нервными или искать своего владельца.

Эпилептический статус (ЭС)

Что же это такое? Зачастую его могут интерпретировать как «эпистатус». Это состояние при котором судороги длятся достаточно долго и/или повторяются достаточно часто, создавая постоянное и продолжительное эпилептическое состояние. По общепринятому определению в ветеринарии это припадок, который длится более 5 минут, или два (или более) последовательных припадка без полного восстановления сознания.

ПРИЧИНЫ

Эпилептические припадки могут быть вызваны любым процессом, изменяющим нормальную функцию нейронов головного мозга. Наиболее вероятные заболевания следует рассматривать с учетом породы, пола, возраста, результатов клинического и неврологического обследования, а также дополнительной диагностики.

ИДИОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИЛЕПСИЯ

В этом случае при детальном рассмотрении и выяснении причин патологий головного мозга не обнаруживается. Причина может быть генетической (первичной) или неизвестной (собственно идиопатической). При постановке такого диагноза наибольшее значение имеет отсутствие неврологических нарушений при осмотре, в промежутке между припадками животное выглядит нормальным. Так же диагностические исследования не показывают системных аномалий нарушений головного мозга. Клинически диагноз идиопатическая эпилепсия ставится методом исключения.

СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ЭПИЛЕПСИЯ

Она объясняется тем, что может возникать при недостатке ключевого фермента и может вызвать нарушение метаболических путей и накопление побочных продуктов метаболизма в нейронах.

ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Любые воспалительные или инфекционные заболевания, поражающие головной мозг, потенциально способны вызвать судорожные припадки.

У собак самым распространенным инфекционным заболеванием является чума плотоядных. Судороги могут развиться в отсутствии каких-либо заметных клинических признаков заболевания или через длительное время после разрешения клинической формы болезни. Самое распространенное воспалительное неинфекционное заболевание у собак - гранулематозный менингоэнцефаломиелит (ГМЭ). Диагноз воспалительного или неинфекционного заболевания ЦНС требует МРТ и КТ, а также лабораторных исследований, серологических реакций.
НОВООБРАЗОВАНИЯ

Новообразования в полости черепа, первичные или вторичные, способны вызвать судорожные припадки. Судорожная активность зависит от того на сколько идет повреждение нейронов соседствующих с новообразованием из-за сдавливания или смещения, а также недостаточность кровоснабжения. Иногда судороги становятся первым симптомом опухоли головного мозга.

Неврологические нарушения могут появится лишь через несколько недель или месяцев после наступления судорог, особенно если опухоль расположена в растральной (располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела) части большого мозга. Предпочтительным методом исследования является МРТ диагностика.

ПРИПАДКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПИТАНИЯ

Судорожные припадки у животных могут возникать с проявлением ряда нарушений питания. Чаще всего они обусловлены недостатком витаминов группы В.

ИНТОКСИКАЦИИ

Многие яды воздействуют на ЦНС и способны вызвать судороги. Токсины провоцируют судороги по различным механизмам: усиление возбуждения, снижение торможения. Самое главное в таких ситуациях – знать, что могло вызвать такую интоксикацию, определить токсическое вещество.

Лечение эпилепсии у животных

Успех лечения сильно зависит от знаний и усердия владельца. Неэффективность лечения обычно является результатом:

• 1) прогресса болезни;
  • 2) не поддающихся терапии судорог;
  • 3) недостаточной осведомленностью владельца или несоблюдение схем лечения, из-за чего концентрация препарата в крови животного оказывается ниже терапевтической. Владельцы должны понимать важность регулярного контроля состояния для успешного лечения.

Наиболее важным аспектом успешного результата является понимание владельцев того, что эффект лечения заключается в:

• 1) снижение частоты эпилептических припадков;
  • 2) снижение длительности припадков;
  • 3) снижение тяжести припадков.

Хотя целью лечение является полное купирование припадков, в большинстве случаев это не представляется возможным.

Важно знать!

1. Лечение необходимо пожизненное. Нельзя уменьшать дозу резко или вскоре после достижения контроля судорог. Коррекция дозы должна производиться только после консультации с ветеринарным специалистом.

2. Не стоит судит об эффективности препарата по меньшей мере первые 4 недели; для оценки эффективности может потребоваться более длительный период.

3. Нельзя изменять и прекращать давать лекарство резко. Это может привести к эпилептическому статусу.

4. Не существует препарата или сочетания препаратов, эффективных во всех случаях. Возможно потребуется коррекция дозы, графика или комбинации препаратов. Подбор подходящих препаратов проводится путем проб и ошибок, чтобы оценка не строилась на догадках, рекомендуется определить концентрацию препарата в крови.

5. У некоторых крупных пород собак добиться контроля судорог сложнее, чем у остальных пород.

6. Тяжесть судорожного расстройства у кошек не является достоверным прогностическим показателем исхода.
Автор статьи: ветеринарный врач Татиосов Артем Вадимович