Кожные паразиты собак: симптомы и лечение

Кожные паразиты - это паразиты, живущие и/или паразитирующие на поверхности тела животного, основным источником питания которых является кровь или клетки кожи хозяина (животного, на котором они паразитируют).
Кожные паразиты опасны для животного не только дискомфортом (наличием зуда и расчесов), они также могут переносить различные заболевания, опасные для жизни животного.
Кроме хорошо знакомых всем блох и клещей существуют и другие кожные паразиты у собак, которые могут вызывать зуд и поражения кожи у животного.

Врага нужно знать в лицо!

Рассмотрим наиболее часто встречающихся паразитов у собак:

1.Блохи – кровососущие насекомые, паразитирующие на поверхности тела животного. Паразитирование может сопровождаться как сильным зудом у животного, так и вообще проходить без зуда. Блохи являются переносчиками некоторых заболеваний, в том числе гельминтозов. Следует помнить, что блохи лишь паразитируют на животных, а не живут на нем! Поэтому необходимы периодические обработки помещения против эктопаразитов и регулярные обработки всех животных в доме.
2. Клещи – членистоногие паразиты, которые являются переносчиками возбудителей опасных заболеваний (например, пироплазмоз и эрлихиоз). Если Вы обнаружили у собаки клеща, необходимо правильно его извлечь и отправить в лабораторию с целью исследования. Не стоит недооценивать городские условия проживания!!! Клещи встречаются повсеместно! Поэтому регулярные обработки в сезон (апрель-октябрь) строго необходимы!
3. Отодектоз – ушной клещ. У собак встречается не так часто, как у кошек, но не является исключением. Чаще всего сопровождается сильным зудом и обильными выделениями из слухового прохода. Без подтверждения диагноза микроскопией лечение не назначается, так как данные симптомы могут сопровождать и другие заболевания!
4. Демодекоз – внутрикожный клещ собак, паразитирующий в волосяных фолликулах и сальных железах кожи животного. Часто сопровождается зудом и поражением кожи у животного. Диагностируется путем глубокого соскоба кожи животного.
5. Власоеды – насекомые, паразитирующие на шерсти животного. Заболевание сопровождается себореей, сильным зудом, что вызывает дерматиты, которые требуют дальнейшего лечения. Также власоеды могут быть переносчиками гельминтов. Регулярные обработки животного против эктопаразитов помогут профилактировать заражение.
6. Саркоптоз – заболевание, вызываемое зудневыми клещами рода Sarcoptes, которые размножаются и паразитируют в эпидермальном слое кожи, что сопровождается сильным зудом и поражениями на теле животного.

Как избежать подобных проблем?

Любыми из вышеперечисленных паразитов собака может заразиться при контакте с другими животными, на прогулке (даже без контакта с другими собаками), дома (личинки паразитов можно занести с уличной обувью). Исключением является демодекоз.

Так или иначе, любые проявления зуда у собак чаще всего говорят о наличии паразитов, даже если владельцам паразиты не видны. Не следует применять самостоятельно никаких препаратов для купирования зуда (например, ГКС) у собаки, так как это может только навредить вашему питомцу.
Наличие зуда у животного – повод обратиться к ветеринарному дерматологу с целью диагностики и установления точной причины. При осмотре собаки ветеринарный специалист обращает внимание на характер и места поражений, оценивает структуру волос (трихоскопия) и берет соскобы. В зависимости от диагноза назначаются противопаразитарные обработки рекомендуемым препаратом и кратность обработок.
Лаврова Екатерина Александровна

Ветеринарный врач. Специализация: дерматология, эндокринология
Следует помнить, что регулярные противопаразитарные обработки профилактируют заражение Вашего питомца не только кожными паразитами, но и заболеваниями, которые они (паразиты) переносят.