Пищевая аллергия у собак

Часто владельцы собак обращаются к ветеринарному специалисту с просьбой вылечить пищевую аллергию, так как на коже появились какие-либо поражения. Однако, вопреки распространенному мифу, данный вид гиперчувствительности встречается довольно редко, чаще имеющаяся проблема с кожей связана с реакцией на укусы насекомых. Так в чем же причина проявления пищевой аллергии у собак и как можно выявить данную проблему?

Почему возникает пищевая аллергия?

Данный вид гиперчувствительности у собак возникает в результате поедания пищевых продуктов, молекулы которых имеют большую молекулярную массу (в основном от 1400 Дальтон). Аллергия может возникнуть при поедании любой пищи, однако самыми частыми продуктами, вызывающими ее у являются: говядина, баранина, курица, конина, коровье молоко, яйца, рис, кукуруза, картофель, свинина, соя, рыба, индейка, консервированные продукты.
Обычно данное заболевание начинает проявляться в возрасте от 0 до 3 лет. Аллергия может возникнуть у любой собаки, однако наиболее предрасположены к ней собаки следующих пород: американский кокер спаниель, английский спрингер спаниель, китайская хохлатая, пудель, немецкая овчарка, голден ретривер, мопсы, лабрадор ретривер, боксер, вест хайленд уайт терьер, родезийский риджбек. Зачастую пищевая аллергия возникает в совокупности с другими видами гиперчувствительности, например с атопическим дерматитом, что осложняет диагностику.
Крайнюченко Анастасия Викторовна

Ветеринарный врач. Специализация: терапия, дерматология, эндокринология, плазмаферез

Как понять, что питомцу нужна помощь?

Основными признаками, сигнализирующими о том, что питомца необходимо показать специалисту для диагностики будут:

• Зуд от умеренного до сильного;
  • Самоиндуцированные алопеции (участки облысения) в разных областях тела;
  • Покраснение кожи в паховой и подмышечной области, а также в межпальцевых пространствах и на морде;
  • Отиты;
  • Вторичные кожные инфекции.
Симптомы могут проявляться вместе или по отдельности. Часто владельцы жалуются лишь на то, что собака чрезмерно вылизывает лапы или трясет головой, на наличие каких-либо алопеций при умеренно выраженном зуде.

Как проводится диагностика и в чем заключается лечение пищевой аллергии собак?

При обнаружении одного из вышеперечисленных симптомов владельцу необходимо показать животное ветеринарному специалисту и рассказать о состоянии собаки в деталях. Очень часто за проявления пищевой аллергии владельцы принимают проявления блошиного аллергического дерматита или иную болезнь, вызванную эктопаразитами, что увеличивает срок диагностики и несколько усложняет ее.

Так как же тогда проводится диагностика?

Во время первичного приема врач собирает анамнез, проводит необходимые в данном случае диагностические исследования:
  • Тест с влажной бумагой (для определения фекалий блох); Пробные обработки против эктопаразитов (для исключения блошиной инвазии);
  • Поверхностные и глубокие соскобы (для исключения наличия эктопаразитов);
  • Люминесцентную диагностику лампой Вуда (для исключения свечения, характерного для дерматофитов);
  • Трихоскопию (оценка состояния волосяного покрова и исключение наличия спор дерматофитов в волосе);
  • Цитологическое исследование мазков с окраской из ушей или с мест вторичных поражений.
Проведя необходимые исследования и исключив наличие паразитарных заболеваний кожи (после пробных обработок от блох), дерматолог назначает лечение, направленное непосредственно на устранение пищевой аллергии и симптомов. Лечение заключается в исключающей диете сроком на 6-8 недель, состоящей из белка и углеводов, которые собака ранее не получала, либо из промышленного гидролизатного корма. На протяжении этого времени очень важно строго соблюдать наставления лечащего врача, касающиеся рациона и гигиены содержания собаки. При достижении ремиссии лечащим врачом проводится провокация, то есть перевод на старый рацион питания сроком на 2 недели. Если во время провокации симптомы возвращаются, то диагноз «пищевая аллергия» считается подтвержденным. Животное снова переводят на диетический корм, после чего врач подбирает новый рацион для собаки.

Диагностика пищевой аллергии зачастую осложняется и сопутствующим ей атопическим дерматитом (реакцией на компоненты окружающей среды). В таком случае, при отсутствии ремиссии через 2 месяца назначается терапия данного заболевания в сочетании с исключающей диетой.

Как профилактировать пищевую аллергию?

К сожалению, предотвратить с вероятностью в 100% данное заболевание невозможно, однако можно значительно облегчить и ускорить его диагностику. Для этого владельцам необходимо:
  • Регулярно обрабатывать животное против эктопаразитов;
  • Поддерживать чистоту помещения, в котором содержится собака;
  • Подобрать подходящий собаке промышленный корм или натуральную пищу и соблюдать правила кормления для данного рациона, которые известны каждому владельцу;
  • Исключить возможность угощения собаки лакомствами с хозяйского стола;
  • Не кормить одновременно собаку кормами разных производителей и разного состава;
  • Регулярно проходить профилактический осмотр у ветеринарного специалиста.
Соблюдение этих простых правил поможет поддерживать барьерные функции кожи собаки и сохранить ее шерсть в хорошем состоянии.
Автор статьи: Каява Полина Денисовна, ветеринарный врач терапевт, дерматолог.