СЕЗОННЫЕ БОЛЕЗНИ

Заболевания, вызываемые клещами и комарами, принято именовать арахнозами, а заболевания, возбудители которых передаются через укус насекомых (в данном случае клещей) – трансмиссивными. В весенне-осенний период собаки регулярно, гораздо чаще, чем люди, подвергаются нападениям клещей. Обнаруженный хозяином клещ на собаке - очень частая причина обращения в ветеринарную клинику. Возможность укусить собаку очень велика вследствие таких факторов, как размеры (соответствуют ярусу концентрации на растительности активных взрослых клещей и нимф), наличие шерстного покрова, подвижность, обеспечивающая возможность контактов с клещами на больших территориях. Профилактика: своевременная обработка репеллентами.

Если все-таки укусили, что делать? Удалить клеща! Также в нашей клинике можно провести тест по технологии ИФА (иммуноферментного анализа) со специфичностью минимум 98% для заболеваний: дирофиляриоз, эрлихиоз, болезнь Лайма и анаплазмоз!

Эрлихиоз

Заражение через укус клеща.

Эрлихиоз – природноочаговая, трансмиссивная инфекция, которая вызывается внутриклеточными микроорганизмами рода Erlichia и протекает в виде лихорадочного заболевания.

Заболевание имеет три последовательные фазы.

Острая фаза. Она продолжается 1-4 недели, в течение которых микроорганизмы интенсивно размножаются в мононуклеарных клетках, лимфатических узлах, селезенке и костном мозге. У животного наблюдается апатия, лихорадка, сонливость, отказ от корма. Клинически у таких животных может отмечаться желтушность склер, у таких животных часто диагностируют пироплазмоз, поскольку эрлихиозы могут протекать на фоне пироплазмоза, что требует дифференциальной диагностики.

Часто регистрируются поражения глаз - поверхностный увеит, помутнение роговицы, извилистость сосудов сетчатки и поражение сетчатки (пигментные пятна, окружённые зонами гиперрефлективности). Может быть обнаружено отслоение сетчатки и слепота из-за подсетчаточных кровоизлияний.

Могут появиться другие признаки: собаку тошнит, наблюдаются серозные или гнойные выделения из глаз или носа, собака хромает, проявляются атаксия и дыхательные расстройства.

Подострая фаза. В крови больного животного присутствуют микроорганизмы, но клинические симптомы отсутствуют. Имеются незначительные сдвиги в гематологическом и биохимическом анализах крови.

Хроническая фаза. Наблюдаются слабость, апатия, анорексия, хроническая потеря веса, бледность слизистых, повышенная температура и периферическая эдема, особенно задних конечностей и мошонки. Могут быть кровотечения из-за тромбопатии, такие как петехия и экхимоз кожи, а также слизистых (точечные кровоизлияния). Вторичные бактериальные инфекции, инвазии простейших, воспаление лёгких, почечная недостаточность и артрит могут возникнуть как следствие хронического течения заболевания. Возможны некоторые половые расстройства: длительное кровотечение при течке, такая проблема, как бесплодие собак, аборт.

Неврологические признаки могут появиться в острой и в хронической форме. Это могут быть признаки менингоэнцефалита: выгнутая спина, сильная боль шеи и спины, атаксия и конвульсии у собаки. Неврологические признаки могут быть обусловлены кровотечениями, обширными клеточными инфильтратами и периваскулярной компрессией. Такие нарушения возникают на очень поздней стадии заболевания.

Болезнь Лайма

Заражение через укус клеща.

Для болезни Лайма характерно преобладание латентной, бессимптомной формы (отсутствие выраженных симптомов болезни). Клинические проявления отмечаются, как правило, лишь у 5 – 20% заразившихся собак, хотя иногда число их может быть значительно выше. Боррелии в течение длительного времени (годами) могут сохраняться в организме человека или животного, обусловливая хроническое и рецидивирующее течение заболевания. Хроническое течение болезни может развиться после длительного периода времени.

Основные симптомы острого заболевания у собаки — лихорадка с высокой температурой, мышечные боли, изменение походки, собака хромает, опухание и болезненность суставов, гнойные и негнойные мигрирующие артриты, синовит, увеличение и отечность лимфатических узлов; причем вначале эти признаки наблюдаются в конечностях, ближайших к месту укуса клеща, а затем распространяются более широко. Артриты и хромота рассматриваются как наиболее характерный клинический признак болезни Лайма у собак. Обычно отмечается приступообразное течение заболевания, при этом приступы артритов могут возвращаться спустя месяцы, а иногда годы, даже после лечения. Патологические изменения в суставах гистологически были выявлены даже у собак с минимальными признаками или отсутствием хромоты.

Через 30 – 60 дней после появления первых клинических признаков и симптомов болезни поражение распространяется по органам и тканям, что способствует последующему нарушению функции последних. Данная стадия заболевания может характеризоваться снижением тонуса мускулатуры, различными неврологическими нарушениями, прогрессирующими мышечными болями, нарушением сердечной деятельности. Приблизительно у 60% пациентов отмечают развитие артритов крупных суставов (часто коленных). Одним из важных диагностических признаков БЛ на этой стадии является сочетание поражения крупных суставов с различными неврологическими нарушениями.

Анаплазмоз

Анаплазмоз (инфекционная тромбоцитопения) — трансмиссивная болезнь, характеризующаяся анемией, атонией желудочно-кишечного тракта, лихорадкой и прогрессирующим исхуданием.

Вызывается микроорганизмами семейства Anaplasmataceae. Иммунная система собак блокирует анаплазмы, переносимые клещом, но, как правило, возбудители вновь активизируются при каждом ослаблении иммунитета — например, при переохлаждении, стрессе и инфекционных заболеваниях. Возбудители: Anaplasma phagocytophilum и Anaplasma platys.

Переносчик: клещ рода Ixodes ricinus.

Инкубационный период: 4-11 дней.

Фазы заболевания :

Первая. Острая фаза анаплазмоза собак протекает в первые 3 недели после укуса клещом. Возбудитель болезни локализуется в эритроцитах, реже - в лейкоцитах и тромбоцитах. Анаплазмы начинают размножаться, и иммунная система собаки уничтожает инфицированные клетки. Основным признаком, проявляющимся на данном этапе развития анаплазмоза, является остро выраженная анемия. Увеличиваются размеры лимфатических узлов, наблюдается желтушность слизистых оболочек и повышение температуры тела собаки. Отмечается замедленная работа органов дыхания и нарушение кровообращения. Микроскопия окрашенных мазков крови выявляет анизоцитоз, полихромазию и пойкилоцитоз. В этот период жизнь животного находится в безопасности.

Большинство собак выздоравливают самостоятельно, но у некоторых заболевание переходит во вторую фазу.

Вторая. Этот этап называется «субклинической формой», в период которой собака имеет здоровый вид. В это время анаплазмы, как правило, находятся в клетках селезенки, и при проведении клинического обследования ветеринарный врач может выявить спленомегалию (увеличение размеров селезенки). Эта фаза заболевания может длиться в течение нескольких месяцев или лет. На наличие анаплазмоза всегда указывает незначительная тромбоцитопения (снижение количества тромбоцитов) и/или повышение уровня глобулинов (белковая фракция) у собак, что легко определяется в результате анализа крови.

Третья. На данном этапе заболевание переходит в хроническую форму. В этот период из-за значительной тромбоцитопении у 60% собак, зараженных анаплазмами, наблюдаются аномальные кровотечения. Клинические проявления хронического заболевания: синяки, кровь в моче, кровотечение из носа и другие подобные признаки.

Дирофиляриоз

Заражение через укус комара.

Дирофиляриоз – инвазионное заболевание, вызываемое круглыми гельминтами рода Dirofylaria. У собак паразитируют два вида - D.immitis и D.repens, которые различаются тем, что в половозрелой форме (собственно гельминты) первые локализуются в полостях сердца и крупных сосудах (легочная артерия, аорта), а вторые, главным образом, в подкожной клетчатке. А личинки, микрофилярии, путешествуют по крови, в утренние и вечерние часы, концентрируясь на периферии, так как комары именно в это время особенно активно нападают. Зарегистрированы также случаи заражения D.immitis у кошек.

Заболевание чрезвычайно широко распространено в южных регионах РФ (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский край), однако в последнее время появляется все больше сообщений о появлении дирофиляриоза в центральных областях страны.

В основе патогенеза при дирофиляриозе лежит взаимодействие «гельминт-организм хозяина». Паразитирование гельминта вызывает ряд патогенных влияний, основными из которых являются: механическое, токсическое, аллергическое и иммунодепрессирующее воздействия.

В качестве механического фактора выступают как микрофилярии, так и половозрелые гельминты. Микрофилярии, постоянно путешествуя с кровотоком по организму, вызывают повреждения различных органов и тканей, прокладывая себе путь с помощью фермента гиалуронидазы, а также могут привести к тромбозу и эмболии, закупорив просвет сосудов. Половозрелые гельминты локализуются преимущественно в правой части сердца. Механическое повреждение внутренней оболочки сердца приводит к эндокардитам и нарушениям работы клапанного аппарата.

Одним из ведущих патогенетических факторов считается аллергическая реакция организма хозяина на паразитов.

Преимущественное место локализации D.immitis – правые отделы сердца, легочная артерия и иногда полая вена, и как исключение другие органы. Промежуточный хозяин и переносчик – комары, которые заражаются, питаясь кровью больных собак и других хищников.

Проявление и интенсивность развития клинических признаков зависят от локализации возбудителя и степени инвазии. Заболевание может протекать как субклинически, так и вызывать тяжелые системные нарушения, заканчивающиеся гибелью животного. Так как гельминт локализуется в сердце и крупных сосудах, то наибольшему влиянию подвержены сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

При небольшой степени инвазии болезнь может протекать практически незаметно. У больных животных наблюдаются слабость, повышенная утомляемость, снижение веса. Температура тела соответствует норме или незначительно повышена. При увеличении числа гельминтов в сердце развивается гипертрофия его отделов. Развивается сердечная недостаточность, приводящая к застоям в большом и малом кругах кровообращения.

Местом локализации D.repens является подкожная клетчатка, хотя изредка паразиты могут быть обнаружены и в несвойственных им местах: глазах, головном мозге, брюшной полости и спинном мозге. Промежуточный хозяин и переносчик – комары, которые заражаются, питаясь кровью больных собак и других хищников. Отмечены случаи заражения D.repens людей. Заболевание встречается в южных регионах РФ (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский край).

Клинически проявляется в виде появления зудящих изъязвленных папул, узелков и бляшек, поражения чаще всего локализуются в области головы и конечностей. В случае локализации паразитов в других местах помимо подкожной клетчатки проявляемая симптоматика зависит от пораженного органа.

При подозрении на любое из нижеперечисленных заболеваний нужно немедленно обратиться в ветеринарную клинику. Обязательно сделать общий клинический анализ крови, нативный мазок крови, провести экспресс тест по технологии ИФА на все четыре заболевания.