Эндометрит у собак и кошек

Эндометрит - это воспаление слизистого слоя матки, эндометрия. Эта патология чаще всего встречается у возрастных сук и кошек.

Существует две формы эндометрита: открытая и закрытая.

• Открытая форма сопровождается выделениями из петли различного характера с примесью крови, слизи, гноя. Они бывают различного объема и часто заставляют животное вылизывать петлю;
  • Закрытая форма более опасна для здоровья питомицы. Выделений при ней нет, так как шейка матки закрыта, и все содержимое копится в полости матки, приводя к увеличению ее размеров. Если не принять меры, то повышается риск разрыва стенки матки и развития перитонита вследствие попадания содержимого органа в брюшную полость.

Причины, по которым возникают эндометриты

В период течки у суки повышается уровень эстрогенов, которые отвечают за благополучное прикрепление яйцеклетки к слизистой оболочке матки, посредством набухания и утолщения эндометрия. В свою очередь, прогестерон заставляет железы эндометрия продуцировать повышенное количество слизи.

При патологическом повышении уровня гормонов в матке накапливается чрезмерное количество секрета, которое не успевает эвакуироваться из матки до закрытия ее шейки. Если вдобавок в это время в полость матки попадет микрофлора, то такой эндометрит будет осложнен гнойным воспалением – пиометрой.

Послеродовой эндометрит проявляет себя через 1-2 недели после родов, вследствие надрывов эндометрия при схватках, недостаточном сокращении матки после родов для очищения ее полости от содержимого, при обсеменении микрофлорой во время помощи при родах.

Существует также хронический эндометрит, патогенез которого точно не известен, но связан со спонтанным обсеменением полости матки патогенной микрофлорой, и, соответственно, воспалением эндометрия.

Животные, получавшие в течение жизни гормональные препараты для предотвращения охоты, находятся в группе риска по развитию эндометрита. Эти средства также могут провоцировать рост опухолей молочных желез или кист на яичниках.

Симптомы эндометрита у кошек и собак

Породной предрасположенности к возникновению эндометрита не зафиксировано. Но замечено, что он чаще проявляется у сук и кошек старше 6-7 лет. Особенно, если часто течка заканчивается ложной щенностью с яркими клиническими признаками.

Примерно через 1-2 месяца после течки владельцы начинают замечать признаки недомогания у своей любимицы. Животное становится вялым, постепенно снижается аппетит вплоть до его полного отсутствия, повышается жажда и соответственно увеличивается кратность и объем мочеиспускания.

Может наблюдаться периодическая рвота. Брюшная стенка становится болезненной и увеличивается в объеме. У животного может наблюдаться повышение температуры до 41С.

Диагностика эндометрита

После сбора подробного анамнеза и тщательного осмотра на приеме, врач проведет дополнительные методы диагностики, такие как УЗИ и рентген, для постановки окончательного диагноза. А также возьмет клинический анализ крови для оценки стадии воспаления, а биохимический - для контроля интоксикации всего организма и возможных органных недостаточностей.

У возрастных самок, а также сук и кошек, имеющих породную предрасположенность к патологиям сердечно-сосудистой системы необходимо провести ультразвуковое исследование сердца (ЭХОКГ) для оценки анестезиологического риска перед оперативным вмешательством.

Лечение эндометрита

Лечение данной патологии может быть оперативное и консервативное. Чаще всего для лечения эндометрита проводят кастрацию с удалением яичников и матки (оваригистерэктомию), назначают антибиотикотерапию и внутривенную инфузию для снижения бактериемии и интоксикации. Это сопровождается последующим контролем анализов крови.

Второй способ применяют, если животное несет в себе репродуктивную ценность либо по определенным причинам не может быть прооперировано. Но и здесь есть свои минусы. Самка обязательно должна быть оплодотворена в следующую течку, либо планово кастрирована до нее, чтобы болезнь не рецидивировала.

В заключении хочется сказать, если вы являетесь владельцем некастрированной самки, то необходимо обращать пристальное внимание на самочувствие вашего животного. При первых признаках недомогания отведите вашу любимицу в ветеринарную клинику. Ведь чем раньше врач поставит диагноз и начнет лечение, тем благоприятнее будет прогноз и быстрее пройдет период выздоровления.