Анализ мочи кошки

Когда необходим анализ мочи кошки?

Чаще всего анализ мочи кошки необходим для диагностики заболеваний мочевыделительной системы. Ветеринарный врач порекомендует сдать мочу кошки или кота на анализ, если подозревает хроническую болезнь почек, мочекаменную болезнь, прочие органные расстройства.

В терапии острых состояний, таких как задержка мочи и уроциститы, анализ мочи кота обязателен и незаменим, а также он может быть подспорьем для диагностики эндокринологических заболеваний, чаще всего сахарного диабета.

Как собрать у кошки мочу для анализа?

Техника сбора мочи у домашнего питомца в основном зависит от его нрава. К сожалению, лишь немногие коты и кошки спокойно отнесутся к тому, что в разгаре такого интимного процесса, как мочеиспускание, им под хвост будут подсовывать баночку. Поэтому чаще всего дома владельцам приходится собирать пробу мочи из лотка.

Если животное привыкло к лотку с решеткой, а не к наполнителем, перед сбором мочи достаточно хорошо вымыть туалет питомца и обдать его кипятком. После того, как животное сходит в лоток, можно снять решетку и собрать шприцем со снятой иглой несколько миллилитров мочи. После этого нужно надеть на шприц колпачок с иглой, положить в чистый пакетик и отнести в ветеринарную клинику.

Если же животное привыкло только к лотку с наполнителем, и не хочет облегчаться в пустой лоток, можно приобрести специальные наборы для сбора мочи. Они продаются в любой ветеринарной аптеке и представляют собой рассыпные круглые гранулы, не впитывающие жидкость (в отличие от стандартных наполнителей лотка), которые необходимо засыпать в вымытый лоток. После завершения мочеиспускания животного нужно точно так же собрать мочу, которая остается под гранулами в неизменном виде, в шприц или пипетку и отнести врачу.

Желательно сдать анализ мочи кошки в лабораторию как можно скорее после сбора, в течение 2-3 часов. Такая необходимость обусловлена тем, что через несколько часов в моче начинают происходить естественные процессы разрушения веществ, поэтому результаты лабораторного исследования долго хранящейся пробы могут оказаться недостоверными.

Если всеми способами дома собрать образец мочи кошки не представляется возможным, это может сделать ветеринарный врач на приеме. Первый способ — катетеризация мочевого пузыря. Специальный мочевой катетер, представляющий собой тонкую пластиковую трубочку, вводится в уретру животного и продвигается до мочевого пузыря.

Для животного, разумеется, эта процедура неприятна, а часто, особенно при патологических состояниях мочевыделительной системы, из-за механического раздражения катетером воспаленной слизистой мочевыводящих путей, и достаточно болезненна. Поэтому ветеринарные врачи рекомендуют осуществлять катетеризацию мочевого пузыря под седацией (поверхностный наркоз).
В настоящее время в ветеринарных клиниках более склоняются к другому методу получения образца мочи — цистоцентезу. Эта процедура представляет собой прокол иглой брюшной стенки и стенки мочевого пузыря под контролем УЗИ-датчика или, при достаточном наполнении мочевого пузыря, без него. Хотя владельцы обычно пугаются данной методики, следует отметить, что цистоцентез гораздо более быстрая и безболезненная процедура по сравнению с катетеризацией, и чаще всего дополнительная медикаментозная седация (наркоз) при цистоцентезе не требуется.
Хомутинник Екатерина Игоревна

Главный ветеринарный врач. Кандидат ветеринарных наук. Специализация: хирургия мягких тканей, абдоминальная и торакальная хирургия, эндохирургия.
Еще одно преимущество цистоцентеза - «чистый» образец мочи. Проба мочи, набранная непосредственно из полости мочевого пузыря, имеет большее диагностическое значение для врача по сравнению с пробой, взятой катетером. Это связано с тем, что при продвижении катетера из нижних отделов мочевыделительного тракта, он обсеменяется сопутствующей микрофлорой, что может искажать результаты бактериологического посева.

Что покажет результат анализа мочи кошки?

Первым делом принесенный образец оценивается на цвет и прозрачность. В норме моча кошки должна быть желтого цвета (интенсивность желтого цвета в основном зависит от количества выпиваемой животным воды), прозрачная, без посторонних примесей, осадка и слизи. Помутнение пробы мочи, изменение цвета (розовый, красный, коричневый) всегда свидетельствует о патологических процессах в органах мочевыделения.
Хомутинник Екатерина Игоревна

В ветеринарной лаборатории проводится ряд исследований, включающий в себя оценку физико-химических свойств пробы мочи кошки, а также микроскопирование осадка.

Плотность мочи (удельный вес) определяется специальным устройством (ареометром) и позволяет судить о функциональной способности почек, прочих патологических состояний органов и возможных эндокринных расстройствах.

Далее ветеринар-лаборант специальными исследованиями оценивает химические свойства образца мочи кота. Для диагностики тех или иных заболеваний ветеринарному врачу необходимо знать рН мочи (кислотность) а также иметь представление о наличии или отсутствии в анализе мочи кошки таких веществ, как белок, сахар, билирубин, кетоновые тела, нитриты, кровь и гемоглобин.

Микроскопия осадка мочи проводится для определения наличия в моче клеток или иных продуктов воспаления, клеток крови, кристаллов солей, а также микрофлоры. Для этого необходимо открутить в специальной центрифуге пробирку с мочой, слить надосадочную жидкость и исследовать под микроскопом осадившиеся под действием силы тяжести на дно пробирки клетки. В зависимости от локализации и тяжести воспалительных процессов в осадке мочи могут обнаруживаться эритроциты, лейкоциты, клетки мочевого пузыря, мочевыводящих путей и даже эпителий почек. Также в осадке можно отмечать наличие белковых цилиндров, кристаллов солей (триппельфосфаты, оксалаты, ураты), бактерии (кокки, палочки) и грибки, у некастрированных котов - спермии.

Значительное количество клеток в осадке мочи — явный признак патологического процесса в организме. В норме образец мочи здоровой кошки может содержать лишь единичные клетки, допустимы также посторонние включения, попавшие из окружающей среды при взятии образца. Поэтому при сдаче мочи кошки на анализ владельцу нужно обязательно уточнить, каким способом был взят образец.

Не секрет, что наши любимые питомцы семейства кошачьих из-за определенных особенностей организма очень подвержены заболеваниям почек и мочевыводящих путей.

Мы рекомендуем сдавать анализ мочи кошки или кота не реже раза в год, даже если животное не испытывает затруднений при мочеиспускании. Своевременная диагностика на ранних стадиях позволит предотвратить тяжелые проявления заболеваний животного и сэкономить владельцу финансовые средства на лечение и уход.