Пиометра у кошки

Опытным заводчикам, а также владельцам возрастных кошек может быть печально знакомо название болезни «пиометра», или, по-другому, острый гнойный эндометрит. Почему же домашние кошки так часто предрасположены к гнойному воспалению матки?

Дело в том, что кошки, в отличие от большинства других млекопитающих, могут овулировать (овуляция – процесс выхода яйцеклетки из фолликула яичника) только при осуществлении нормального полового акта (или его имитации) за счет механического раздражения слизистой оболочки половых органов. Это явление называется индуцированной овуляцией. Если некастрированная кошка живет дома в одиночестве и не способна реализовать свои сексуальные стремления, отсутствие овуляции не позволяет половому циклу кошки успешно завершиться.

Гормональная стимуляция, обусловленная длиной светового дня и функционированием половых клеток яичников, вынуждает половой цикл перезапускаться снова и снова. Тем самым, некастрированные домашние кошки демонстрируют волнообразную половую охоту, делая перерыв всего на несколько дней.

У некоторых животных период течки проявляется чуть более ласковым поведением и валянием на полу, у некоторых же (особенно характерно для короткошерстных пород, таких как сиамы) половая охота может сопровождаться бурным поведением, громкими воплями и непослушанием. Иногда кошки оглашают дом своими мелодичными песнями практически круглосуточно, что, конечно же, доставляет владельцам некоторые неудобства.

Помимо бытового дискомфорта состояние непрекращающейся течки чревато развитием патологических процессов репродуктивной системы. Так, подобная «бомбардировка» половыми гормонами на протяжении нескольких лет делает эндометриальный слой матки более восприимчивым к росту и развитию патогенной микрофлоры. На рыхлый, «усталый» эндометрий с повышенной секрецией желез микроорганизмы могут попасть по восходящему пути – при наличии у кошки цистита, уретрита и даже бессимптомно протекающей инфекции.
К сожалению, достаточно часто мы отмечаем, что неопытные владельцы кошек могут поспособствовать развитию эндометрита, давая своей питомице гормонально несбалансированные препараты для блокирования течки (Контрасекс, Стопсекс и т.п.) Так начинается гнойное воспаление эндометрия, которое, усугубляясь, может привести к печально известному состоянию пиометры (гнойной матки).
Хомутинник Екатерина Игоревна

Главный ветеринарный врач. Кандидат ветеринарных наук. Специализация: хирургия мягких тканей, абдоминальная и торакальная хирургия, эндохирургия.
Пиометра – заболевание, при котором в полости рогов матки скапливается значительное количество гнойных масс. Сама стенка рогов матки становится очень толстой, отечной, воспаленной, или напротив, в определенных местах истончается до состояния пленки, тем самым подвергая организм опасности разрыва органа и излияния гноя непосредственно в брюшную полость. Такое обширное внутреннее воспаление вызывает у животного физический дискомфорт, болевые ощущения, состояние лихорадки. Микроорганизмы, продукты распада тканей, токсины с током крови и лимфы разносятся по всему организму, вызывая как местные, так и генерализованные септические процессы (заражение крови).

Признаки и симптомы пиометры у кошки

Так как кошка не может пожаловаться хозяевам, что именно ее беспокоит, очень важно регулярно отмечать изменения в поведении любимицы. Чаще при заболевании пиометрой владельцы жалуются в основном на изменения в общем самочувствии животного, нежели связанные непосредственно с репродуктивными органами.

Так, кошка, страдающая гнойным эндометритом, обычно демонстрирует вялость, отсутствие желания играть и гулять, лежит больше чем обычно и отказывается от еды. Также косвенными признаками пиометры могут быть повышенная жажда и увеличенное мочеиспускание. При открытой форме пиометры (когда шейка матки расслаблена и пропускает наружу содержимое матки) владельцы могут обратить внимание на то, что меховые штанишки их любимицы испачканы гнойными выделениями. Однако, кошки очень чистоплотны, и пока у животного есть силы на мытье и вылизывание, выделений можно и не заметить.

Лечение пиометры у кошки

На приеме ветеринарный врач оценит общее состояние кошки и степень развития патологического процесса. Для точной диагностики заболевания необходимо сделать УЗИ матки и анализ на вагинальную цитологию.

Иногда случается и так, что на прием к доктору приносят животных, уже длительное время страдающих от гнойного эндометрита, истощенных, обезвоженных, отказывающихся от еды и воды, с выраженной интоксикацией организма. Такая кошка не может быть допущена на операцию в состоянии наркоза. В этом случае до хирургического вмешательства требуется стабилизировать животное в отделении интенсивной терапии на стационаре.

Если владельцы обеспокоились здоровьем питомицы на ранних стадиях болезни, когда состояние животного не требует срочной госпитализации, можно рассмотреть вариант безоперационного лечения пиометры. Особенно этот способ актуален для животных дорогостоящих пород, чьи владельцы хотят сохранить матку для дальнейшего воспроизводства.

Безоперационное лечение пиометры - комплексная терапия, включающая в себя препараты из нескольких действующих фармакологических групп: простагландины, антибиотики, спазмолитики, противовоспалительные средства и прочее симптоматическое лечение. Суть лечения заключается в самоудалении гнойных масс из полости рогов матки естественным образом, через половые пути кошки.
Следует отметить, что мы рекомендуем осуществлять терапевтическое лечение пиометры исключительно в условиях стационара, под присмотром ветеринарного врача. Препараты, стимулирующие гладкую мускулатуру матки, могут вызывать временное ухудшение общего состояния животного, тошноту, рвоту. Это ожидаемая и обратимая реакция на препарат, но лучше, чтобы в спорный момент рядом с кошкой находился специалист.
Хомутинник Екатерина Игоревна

Если кошка не представляет ценности для племенного разведения, то матка как орган ей не нужна, и мы ориентируем владельцев на овариогистерэктомию – удаление яичников и матки. Для проведения оперативного вмешательства животное должно быть стабильно и все показатели жизнедеятельности (оптимальный сердечный ритм, отсутствие дыхательной недостаточности) свидетельствовать о том, что анестезиологический риск для кошки будет минимален. Для допуска к операции возможно потребуется пройти исследование у кардиолога, сделать УЗИ сердца, сдать клинический и биохимический анализы крови.

Уход за кошкой после пиометры

Как бы ни было проведено лечение, при помощи хирургов, или терапевтически на стационаре, такое обширное гнойное воспаление внутренних органов требует длительного курса приема антибиотиков (таблетки для приема внутрь или раствор для внутримышечных или подкожных инъекций).

Возможно, ветеринарный врач назначит какую-то симптоматическую или инфузионную терапию, исходя из выраженности симптомов заболевания, а также местную обработку швов на коже живота кошки и ношение защитной попоны для предотвращения разлизывания.

Профилактика пиометры