Заворот кишок (желудка) или синдром острого расширения желудка у собак

Заворот кишок (желудка) или синдром острого расширения желудка у собак — это остро протекающее заболевание, характеризующееся повышенным скоплением газов в желудке и увеличением объема живота.

Газы накапливаются в полости из-за невозможной их эвакуации через пищевод или кишечник за счет перекрута органа вокруг собственной оси. Данное состояние требует немедленного обращения в ветеринарную клинику.

Причины возникновения заворота кишок (желудка) у собак

Желудок собаки подвешивается как гамак, поэтому, в отличие от людей, у собаки больше трудностей с выходом газа из желудка.

Напряженная физическая нагрузка после кормления или потребления большого объема воды может спровоцировать цепную реакцию, приводя к завороту желудка. Такие факторы, как резкое изменение рациона и переедание увеличивают риск развития данной патологии.

К завороту кишок предрасположены крупные и гигантские породы собак (доги, сенбернары, акиты, гончие, веймаранеры, сеттеры, стандартные пудели, боксеры, доберманы, ротвейлеры, лабрадоры, немецкие, среднеазиатские овчарки и собаки схожих пород).

Симптомы заворота кишок (желудка)

Вначале развивается сочетание симптомов, включающих очевидный дискомфорт и беспокойство. Животное может проситься на прогулку, но после первого акта мочеиспускания или дефекации становится очевидным, что причина беспокойства не ушла. По мере того, как желудок становится больше, собака начинает чаще глотать, добавляя больше воздуха и слюны в полость органа. Также она может пить больше воды, что увеличивает вес и ускоряет скручивание желудка.

Чаще всего заметное увеличение объема живота отмечается при уже критически большом скоплении газов в полости органа. Чтобы снизить давление на диафрагму, сердце и легкие, а также облегчить дыхание, собака старается принимать сидячую или стоячую позу.

Частота дыхательных движений и сокращений сердечной мышцы в минуту увеличиваются, а сами вдохи становятся поверхностными и короткими. Из-за перераспределения давления в сосудах видимые слизистые оболочки становятся бледными, а скорость наполнения капилляров снижается. Также это состояние сопровождается повышенным слюнотечением и рвотными позывами. Состояние животного ухудшается достаточно быстро.

Диагностика заворота кишок (желудка) у собак

Как правило ветеринарному врачу для постановки и подтверждения диагноза хватает ярких клинических признаков и проведения рентгендиагностики. На снимках будет выраженное скопление большого количества газа в полости желудка, а также наложение петель двенадцатиперстной кишки в области его кардиального отдела.

Лечение заворота кишок (желудка) у собак

После перекрута желудка кровоснабжение тканей органа и его иннервация прекращаются, а значит клетки начинают погибать, выделяя в кровь большое количество токсинов. Создается общая интоксикация организма. У владельцев и ветеринарных врачей есть считанные часы, чтобы оперативно принять животное и оказать ему помощь.

Первым делом после постановки диагноза животное необходимо стабилизировать. Проводится оценка общего состояния. Измеряются жизненно важные показатели, такие как цвет видимых слизистых оболочек, частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений, скорость наполнения капилляров, уровень артериального давления. Определяется ментальный статус, проводится термометрия. Для того, чтобы снизить давление желудка на близлежащие ткани внутренних органов делается несколько проколов специальными иглами для стравливания воздуха.

Для адекватной коррекции объема циркулирующей крови в организме ставятся внутривенные катетеры с целью проведения интенсивной инфузионной терапии в дозировках, рассчитанных индивидуально на каждую собаку. Животное в обязательном порядке размещается на стационар для постоянного мониторинга его состояния, оксигенации и коррекции жизненно важных показателей.
Хирургия — это не первостепенный метод лечения! Только после стабилизации состояния животное может быть прооперировано. В этом случае проводится полостная операция с доступом по белой линии, в ходе которой желудку возвращается его анатомически правильное расположение. При этом проводят зондирование желудка через пищевод и опорожнение его содержимого. Далее в обязательном порядке оценивают состояние селезенки, поджелудочной железы и двенадцатиперстной кишки. Достаточно часто при завороте желудка происходит компрессия селезеночных вен, что также лишает орган питания и он начинает погибать.
Хомутинник Екатерина Игоревна

Ветеринарный врач. Кандидат ветеринарных наук. Специализация: хирургия мягких тканей, абдоминальная и торакальная хирургия, эндохирургия.
Если заворот желудка произошел более трех часов назад, а при осмотре селезенки наблюдаются изменения, - это является основанием для удаления органа (селезенки), прогноз восстановления организма в этом случае будет более благоприятный. При сохранении селезенки по истечении этого времени в кровь поступит очень большое количество токсинов, которое в значительной степени усложнит восстановительный процесс, либо вовсе приведет к гибели.

В завершении операции проводится гастропексия. Этот хирургический метод позволяет профилактировать повторные завороты, так как желудок в определенном месте подшивается к внутренней поверхности брюшной стенки, и таким образом он не будет свободно перемещаться в брюшной полости, а значит не сможет перекрутиться.

Профилактика заворота кишок (желудка) у собак

Одной из основных ошибок владельцев являются интенсивные прогулки с физической нагрузкой после кормления. Когда желудок наполнен пищевыми массами или водой, то даже, казалось бы, безобидная игра с палкой может послужить причиной развития этого состояния.

Это говорит о том, что кормление всегда должно следовать после прогулок. В жаркий день всегда должно быть укрытие в тени в месте содержания животного, чтобы оно не перегревалось, а значит не потребляло больших объемов воды за раз.
Неправильный состав рациона также может привести к данному состоянию. Как известно, кукуруза, соя и другие бобовые в процессе переваривания способствуют образованию большого количества газа в желудочно-кишечном тракте, что может в свою очередь повлечь скручивание желудка вокруг своей оси из-за увеличенного его объема. Поэтому необходимо тщательно подбирать рацион для своей собаки. Не следует давать собаке кости, супы и комбикорма для с/х животных.
Хомутинник Екатерина Игоревна

Если животное живет в стае или в постоянном ощущении, что ее корм сейчас отберут, то оно может слишком быстро заглатывать порцию корма, а вместе с едой в желудок будет попадать и большое количество воздуха. Чтобы этого не происходило, необходимо свести на нет стресс-факторы, провоцирующие такое поведение.

И, наконец, самым действенным методом предотвращения развития заворота желудка у собаки будет проведение профилактической гастропексии. То есть еще до развития патологического состояния животное приводят на плановое оперативное вмешательство, которое включает в себя фиксацию желудка к стенке брюшной полости. Заранее предотвращенный заворот желудка может спасти жизнь вашему питомцу и даст вам возможность не переживать по этому поводу.