Пиометра у собак

Пиометра у собак — серьезная патология, требующая немедленного лечения в ветеринарной клинике.

Не существует какой-то породной предрасположенности или, наоборот, устойчивости к данному заболеванию.

В нашей практике при диагностике пиометры заболевание чаще регистрируется у возрастных сук (это связано с длительным гормональным воздействием на матку в течение жизни), но нередко отмечается и у молодых животных, даже после первой или второй течки.

Причины пиометры

Собаки отличаются от большинства других млекопитающих животных тем, что ложная беременность и ложная щенность у них — больше физиологические явления, нежели патологические. Эти эволюционно закрепленные гормональные процессы, скорее всего, являются наследием стайного способа существования, который до сих пор демонстрируют дикие родственники собак - волки. При жизни в стае необходимым умением для небеременных и нерожавших самок стала способность выкармливать своим молоком щенят других сук.

После течки у собак наступает диэструс, лютеальная фаза, которая длится приблизительно 2 месяца. В это время, как у оплодотворенной суки, так и у пропустовавшей, в яичниках формируются желтые тела, синтезирующие гормон прогестерон, необходимый для поддержания беременности.
В среднем, у истинно беременной собаки уровень прогестерона несколько выше, чем у небеременной, но и у последней он в норме достаточно высок. Уровень пролактина, гормона, ответственного за лактацию, также начинает повышаться с середины диэструса. Этим и объясняется симптоматика ложной беременности — вялость, токсикозы, увеличение молочных желез и молокопродукция. По истечению двух месяцев от конца течки, сука с ложной беременностью может начать демонстрировать признаки ложной щенности — агрессия к членам семьи, устройство гнезда, таскание, защита и вылизывание игрушек, значительное увеличение молокопродукции.
Хомутинник Екатерина Игоревна

Главный ветеринарный врач. Кандидат ветеринарных наук. Специализация: хирургия мягких тканей, абдоминальная и торакальная хирургия, эндохирургия.
К сожалению, эволюционное приспособление, которое было необходимо для выживания дикой стаи, значительно затрудняет жизнь владельцам домашних собак в наше время. Самым неприятным последствием ложной беременности может стать развившаяся пиометра (гнойное воспаление матки). Это происходит из-за того, что при воздействии прогестерона на матку осуществляются процессы, необходимые для протекания нормальной беременности: повышается секреция питательных соков, снижается местный иммунитет половых путей и эндометрия.

Все это является идеальными условиями не только для развития эмбрионов, но и, к несчастью, для патогенной микрофлоры, которая может проникнуть в полость матки во время открытия шейки (при неудачном половом акте или по восходящему пути из влагалища или мочевого пузыря). В таких подходящих условиях микроорганизмы начинают достаточно быстро размножаться и вызывать значительно выраженные воспалительные процессы в рогах и теле матки. Гнойный эндометрит собак не всегда возникает вследствие ложной беременности, но чаще всего причина именно в этом.

Симптомы пиометры у собак

Если гнойное воспаление рогов матки проходит при открытой шейке матки, владельцы могут заметить у собаки на половых органах беловато-желтые выделения с неприятным запахом, возможно с примесью крови. При длительно протекающем заболевании владельцы могут обращать внимание на изменения в поведении любимицы, апатию, отказ от прогулок и пищи.
Также характерным симптомом пиометры является повышенная жажда на фоне учащенного мочеиспускания, что сходно по проявлению с признаками сахарного диабета (поэтому на первичном приеме у ветеринарного врача очень важно дифференцировать эти два серьезных заболевания).

Диагностика пиометры собак

Иногда владельцы обращаются на прием к ветеринарному врачу с жалобой на симптомы, на первый взгляд, никак не связаны с воспалительными процессами в репродуктивной системе. Поэтому очень важно, чтобы доктор уже на первом приеме собрал максимально полный анамнез о жизни животного, включающий в себя подробный рассказ хозяев о половом цикле своей питомицы.
Идеально, когда владельцы отмечают в документах своей собаки (медицинская карта или ветеринарный паспорт) дату начала каждой течки.
Если доктор считает, что причиной ухудшения самочувствия собаки может быть пиометра, он обязан объяснить владельцам, как важно провести ультразвуковое исследование матки и сделать мазок со слизистой влагалища собаки. При пиометре на УЗИ сразу же будут видны характерные изменения в эндометрии, а также просвет и жидкостное содержимое в полости рогов матки. Вагинальная цитология определяет фазу полового цикла собаки и наглядно демонстрирует уровень воспалительного процесса. Это два быстрых и необходимых исследования, позволяющих установить точный диагноз в кратчайшие сроки и незамедлительно начать лечение собаки.

Лечение пиометры у собак

Всем собакам, не представляющим интереса для племенного разведения (беспородным, метисам и тем животным, чьи владельцы не планируют заниматься воспроизводством породы), мы рекомендуем исключительно хирургический способ лечения пиометры. Он подразумевает полное удаление пораженного органа (матки) и яичников, то есть по смыслу представляет собой и кастрацию. Эта операция может проводиться исключительно в операционной ветеринарной клиники в условиях асептики и антисептики.

Чаще всего при удалении патологической матки используют стандартную хирургическую технику, при которой разрез на брюшной стенке делается вдоль белой линии живота.

Для подготовки к операции рекомендовано сдать клинический и биохимический анализ крови, а также пройти УЗИ сердца у кардиолога. Это необходимо для выяснения готовности сердечно-сосудистой системы собаки к наркозу.

Безоперационное лечение пиометры

Уже несколько лет спасением для заводчиков высокопородистых собак является терапевтическое лечение пиометры с сохранением матки. Таким образом, собака после успешного лечения сможет и дальше производить представителей своей ценной породы, что немаловажно в условиях современной рыночной экономики в области зооиндустрии. Однако, следует понимать, что не каждый клинический случай пиометры можно считать подлежащим безоперационному лечению.
Хомутинник Екатерина Игоревна

Существует значительное количество осложнений гнойного эндометрита, которые приводят к необходимости срочного хирургического вмешательства. После осмотра животного и выполнения необходимых диагностических исследований, ветеринарный врач вместе с владельцем обсуждают состояние собаки и в связи с этим - целесообразность сохранения матки как органа.

Если принято решение о безоперационном лечении, то ветеринарный врач порекомендует сдать необходимые анализы и оставить животное на стационар для проведения процедур, чтобы собака находилась под наблюдением ветеринарного специалиста. Это связано с тем, что введение препаратов, вызывающих активные сокращения матки, нередко вызывает ухудшение общего состояния собаки (апатия, дрожь, рвота). Чтобы не тревожить владельца, мы рекомендуем оставлять собаку на стационар ветеринарной клиники для проведения безоперационного лечения пиометры.

Профилактика пиометры собак

Существует только один надежный метод профилактики пиометры — кастрация (удаление яичников). Кастрация, как классическим способом, так и лапароскопическая, предотвращает все воспалительные и гормональные патологии репродуктивной системы. Более того, кастрация, проведенная молодой суке до первой течки, является и надежной профилактикой онкологических процессов в молочных железах.

Помните, что профилактировать заболевание — всегда проще и дешевле, чем лечить его! Желаем здоровья вашим питомцам!